История тибетской медициныКраткий исторический очерк
Как нередко случается с любыми историческими событиями, существуют различные подходы к истории тибетской медицины,
которые зависят от соответствующей точки зрения. Общепринятая версия
состоит в том, что одним из проявлений исторического Будды Шакья-муни
было проявление в качестве «Будды медицины» (тиб. Men-la, скрт.
Baishajya). Будда читал лекции по медицине в форме диалога между двумя
эманациями собственной сущности — Ригпе Еше (Rigpe Yeshe) как эманацией
своего сердца (или духовного аспекта) и Джи-ле-ке (Ji-le-kye) как
эманацией речи. Уроки Будды легли в основу указанных медицинских тантр.
Некоторые источники утверждают, что автором оригинального медицинского
трактата является Кумара Дживака, знаменитый врач и современник Будды. В
таком случае он должен был получить эти знания от самого Будды
(возможно, в указанной выше форме).
Эта форма медицины процветала в правление короля Ашока, чьи необозримые
владения простирались от Камбоджи до современного Ирана и от Шри-Ланки
до Гималаев. По мере того как в Индии эра буддизма клонилась к закату,
буддийские учения достигли Тибета. Там они были переведены и
сохранялись, непрерывно передаваемые от учителя к ученику, дожив до
наших дней. Как правило, эти учения передавались по семейной традиции от
отца к сыну.
Однако существовала и получившая большую известность женская линия, по которой из поколения в поколение передавались знания о восточной медицине.
Такая форма передачи знаний претерпела определенные изменения лишь
после учреждения крупных медицинских академий. Переводы оказались
настолько точными, что уже в наши дни часть древних знаний была
переведена обратно на санскрит (или хинди) с целью восполнения
нескольких утраченных текстов по древнеиндийской аюрведической медицине.
До того как в VII веке нашей эры на Тибете появился буддизм, там
существовала шаманистическая культура — так называемый «Старый Бон». Эта
культура сформировалась приблизительно в 500-600 гг. до н. э.
Основателем ее считается Тёнпа (то есть «учитель») Шен-раб. Тёнпа Шенраб
происходил из области Чжан-Чжун в Западном Тибете. Он был выходцем из
богатой семьи, члены которой занимались в основном ритуальным
целительством, собиранием лекарственных растений,
астрологией и тому подобным. В медицине того периода доминировал
шаманизм, что означает, что целитель выполнял роль посредника между
миром божеств или демонов и больным, пытаясь устранить дисбалансы,
вызванные неправильными действиями людей.
Эта традиция полностью согласуется с современной ветвью медицины,
которая именуется в настоящее время психонейроиммунологией и работает с
триединством тело—разум—душа. Однако с этим подходом связывается
определенная доля авторитета и власти шамана (как и врача в западном
обществе), причем, по всей вероятности, такая власть не всегда
использовалась в благородных целях.
Возможно, это обстоятельство могло лечь в основу старинного тибетского
обычая приветствовать друг друга, высовывая при этом язык. Считалось,
что у всех, кто изучал магию и занимался соответствующими магическими
практиками или впоследствии пострадал (и продолжал страдать) от
отравления, язык должен быть черного цвета! В древних культурах
отравление, по всей видимости, являлось чрезвычайно популярным способом
достижения власти. Приведу отрывок из Поясняющей Тантры в переводе
доктора Барри Кларка: «Тот, кто назначил больному яд, ощущает сухость во
рту, обильно потеет, дрожит от страха, снедаем беспокойством и
озирается по сторонам с ощущением вины и дурными предчувствиями. Такой
человек в будущем должен опасаться причинять зло другим».
Система «Старый Бон» в то время уже имела собственную независимую форму
медицины. Но, из-за отсутствия на тот момент письменности, эта
медицинская система не сохранилась в рукописной форме. Другие источники
утверждают, что культура Бон имела письменность, и относят первый
медицинский трактат ко времени жизни Тёнпа Шенраба. Работа «400 тысяч
путей целительства», составленная его сыном, считается традиционным
примером медицинского наследия культуры Бон. В 1985 году археологами в
Восточном Тибете была обнаружена копия оригинального текста Бон. В 1993
году камни с надписями на языке коренного населения области Чжан-Чжун
были найдены в районе Нгари. Эти камни свидетельствуют, что в 3000-5000
гг. до н. э. на этой территории уже существовала письменность. Только
историки в состоянии прояснить вопрос о том, не являются ли эти древние
реликвии подделками.
Согласно историческим исследованиям, уже во втором столетии нашей эры
врачи и последователи буддизма в Индии имели возможность ознакомления с
тибетской культурой.
Утверждается, что в то время уже проводилось обучение китайской
медицине, и появилась первая семейная врачебная традиция. Другие
источники относят зарождение этой семейной традиции к V веку н. э.
Однако настоящей поворотной точкой в культуре Тибета принято считать VII
век н. э., а точнее период правления 32-го короля Тибета, Сонгтсена
Гампо (617-650). Он был женат на непальской и китайской принцессах и
всячески поддерживал буддийское учение. Это привело к широкому
распространению и принятию буддийской философии на территории Тибета.
Две принцессы иногда также считаются эманациями Зеленой и Белой Тары.
Тара рассматривается как женская сущность (ипостась) милосердия всех
Будд и является спутницей Авалокитешвары, Бодхисаттвы сострадания. В
свою очередь Авалокитешвара считается «святым-покровителем» Тибета,
земным воплощением которого является Далай-лама. Белая Тара дарует
защиту, мир и долголетие. Зеленая Тара помогает преодолевать трудности и
вызволяет живые существа из опасных ситуаций.
Король Сонгтсен Гампо покровительствовал тесному культурному обмену
между Тибетом и Индией, а также между Тибетом и Китаем. Ученый Тхоми
Самбхота был отправлен в Индию для создания письменного языка, а
индийский врач Дамакоша, а также Хашан Махаде-ва, врач из Китая,
впоследствии перевели медицинские тексты на тибетский язык. Именно в то
время по инициативе короля произошла встреча трех известных врачей: Бара
Датса (Bharad-vaja) из Индии, Хэнь Вон Хуна из Китая и Галено из
Персии. Совместно (возможно, в сотрудничестве с тибетским врачом) они
воплотили весь свой опыт в рукописи под названием «Непобедимое оружие». К
сожалению, этот трактат был утрачен в водовороте времени.
По поводу целителя Галено мнения авторов исторических книг несколько
расходятся. Некоторые считают, что он приехал из Туркестана, другие
указывают на старую Персию, то есть на современный Иран. В любом случае
имя этого целителя позволяет сделать вывод, что он являлся
олицетворением древней греко-персидской философии медицины и что эти
знания попали на Тибет с его помощью. В конце концов Галено остался на
Тибете в качестве придворного лекаря и основал знаменитую семейную
династию, известную в истории тибетской медицины под именем «Тсору».
Врачи из Индии, Китая и Персии приезжали на Тибет и в правление 37-го
короля Тибета, Ме-Ок Тсома (698-755). Хашан Махачина (Hashang означает
«целитель, лекарь») прибыл из Китая, а Биче Тсен-пашила — из Персии.
Этот персидский врач тоже основал семейную династию, известную как
«династия Бичи». В то время жил известный тибетский целитель Чунпо
Тситси, и медицинский труд «Сома Ратса» («Лунный король») является
плодом сотрудничества этих медиков.
В период правления 38-го короля Тибета, Трисона Детсена (742-796),
буддизм получил статус государственной религии. Кроме того, в 762 году
была основана первая медицинская академия, во главе которой стоял
Беротсана (очевидно, это та же историческая личность, которая известна
под именем Вайрокана). Беротсана, или Вайрокана, был знаменитым
переводчиком и учеником известного адепта из Индии Падмасамбхаве,
которого на Тибете называют Гуру Ринпоче (бесценный учитель). Он
считается одним из наиболее выдающихся знатоков и толкователей
тантрического буддизма на Тибете.
Возможно, Беротсана в сотрудничестве с Ютхоком Йонтеном Го-енпо-старшим
(известным также как Ютхок Ньингма) собрал древние техники целительства
периода Бон и объединил их в медицинских работах своего времени.
Общепризнанным считается предположение о том, что «Гюши» — четыре
фундаментальные медицинские тантры — были созданы в тот период. По
другой версии, индийский адепт Чанд-рананда совместно с Вайроканой
перевел основополагающие тексты с санскрита и распространил их.
Этот текст хранился в тайнике в колонне монастыря Самуэ в качестве так
называемого «драгоценного текста» (тиб. terma), чтобы через положенный
промежуток времени люди, специально назначенные для этой цели, могли
вновь извлечь его, тем самым сохранив это сокровище для всего
человечества.
В год открытия первой медицинской академии, которая находилась на
границе с Кхамом, в ней обучались 300 студентов. После того как эти
студенты завершили десятилетний(!) курс обучения, был объявлен новый
набор слушателей. Теперь в академии училась уже тысяча студентов, что
открывало возможности для последующих обширных научных разработок и
исследований. Король питал особую любовь к лошадям, и благодаря этому в
академический курс была включена ветеринария. В результате совместных
усилий индийского врача Дхармараджа, китайского врача Махачина и
персидских целителей появился медицинский труд «Драгоценная ваза» (тиб.
Rinchen Bumpa). К сожалению, до наших дней дошел лишь небольшой отрывок
из этой интересной работы.
За золотым, веком тибетской культуры последовал чрезвычайно темный
период войн и репрессий в правление Лангдармы (родился в 842 г.). Темный
период продолжался до 1052 г. Только после этого на Тибете вновь
воцарился мир.
Тибетский переводчик Ринчен Зангро (958-1055) большую часть жизни провел
в Индии и в конце жизни привез на Тибет медицинский труд «Сущности
восьми ветвей» (тиб. Yenla Jaypa). По своему содержанию эта работа очень
близка принципам аюрведической медицины. В то время еще был жив Ютхок
Сарма (известный также как Ютхок Йонтен Гоенпо-младший), который
считается одним из самых выдающихся целителей всех времен. Он происходил
из одного рода с Ютхо-ком-старшим, но являлся представителем
четырнадцатого поколения этого рода. На основе работ Ютхока Ньингма и
Беротсаны (возможно, с использованием «Сущности восьми ветвей») он
составил фундаментальный медицинский труд, известный и в наши дни как
«Гюши: Секрет устной традиции восьми ветвей науки исцеления» и
разделенный на четыре трактата.
Еще одним важнейшим этапом в развитии китайской медицины
явилось введение обезвреженной ртути Махасидцхой Ургьенпа (1230-1310),
который много путешествовал по Пакистану, Кашмиру и соседним с ними
странам. Обезвреженная ртуть составляет базовый компонент всех
«драгоценных пилюль», изготовлением которых прославилась тибетская
медицина. К этому же периоду относят создание сборника с очень подробным
описанием всех лекарственных трав (Materia medica) — под названием «Океан лекарственных веществ» (тиб. Men Ming Gyamtso).
Дези Сангье Гятсо (1653-1705), регент пятого Далай-ламы, основал
медицинский университет на горе неподалеку от Лхасы, Чагпори. Кроме
того, он является автором заслужившего чрезвычайно высокую оценку
комментария к «Гюши» — «Синий берилл». В 1627 г. Демар Геше создал
обширный труд по лекарственным веществам «Хрустальное зеркало» (тиб.
Shel Gong, переводится также как «Хрустальный шар»). В этом труде со
всеми подробностями описывается великое множество лекарственных веществ
общим числом 2294! Его комментарий к собственной работе, «Хрустальные
четки» (тиб. Shel Treng), считается выдающимся.
В 1754 г. его студент (ученик), 8-й Ситу Чёнджи Джунгме (1700-1774),
основал Академию Палпунг неподалеку от Палпунгского монастыря. В этой
академии велось преподавание астрологии, медицины, математики, поэзии и
лингвистики. Наряду с некоторыми другими монастырскими университетами,
академия Палпунг сделалась одним из ведущих учебных заведений Тибета.
В 1916 г. тринадцатый Далай-лама основал еще одну медицинскую академию —
Ментзи-Кханг в Лхасе. Это учебное заведение было заново отстроено и
возрождено как Тибетский институт медицины и астрологии в Дхарамсала
(Северная Индия) четырнадцатым Далай-ламой Тензином Гятсо после его
вынужденного бегства с Тибета, вызванного китайской оккупацией. В
настоящее время это учебное заведение вновь осуществляет подготовку
специалистов в восточной медицине, руководит небольшой собственной
больницей, а также занимается производством большинства наиболее часто
прописываемых лекарственных составов.
Освященный древними традициями Институт Чагпори также был возрожден в
Дарджилинге (Северная Индия) под руководством выдающегося тибетского
ламы и целителя, доктора Трогавы Ринпоче. Сегодня институт вновь
занимается подготовкой тибетских врачей.
СЕКРЕТЫ ТИБЕТСКИХ МУДРЕЦОВ>>>
|