Среди современных авторов, изучающих историю возникновения и развития тибетской медицины, существует две основные версии:
Вторая
утверждает, что истоки тибетской медицины происходят из древнего
государства Шанг-шунг (само существование которого до недавнего времени
отрицалось как тибетскими политиками, так и некоторыми «духовными»
лидерами). Государственной религией Шанг-шунга, так же как
и добуддийского Тибета, являлось Учение Юндрун Бон («Учение Свастики»).
Извечное противостояние между традиционной тибетской религией Юндрун
Бон и привезенного из Индии Буддизма и является тем самым камнем
преткновения, о который спотыкаются все тибетские историки (и
не только) в исследовании вопросов, касающихся истории возникновения
тибетской медицины, астрологии, письменности, культуры и традиций.
ХVII в. «Вайдурья Карпо» («Белый берилл»), составленным регентом пятого Далай-ламы Сангье Гьятцо, в главе 20-й говорится:
«Ради освобождения всех живых существ от страданий, Будда Шакьямуни в стране Шанг-шунг воплотился в Будду Шенраба Мивоче, совершил двенадцать деяний, преподал «Девять ступеней (колесниц) Учения Бон», открыл «Божественные врата» для всех живых, закрыл «Врата смерти» и наставил всех живых существ на Путь Свастики».
Согласно бонским источникам, первый медицинский трактат был переведен на тибетский с языка шанг-шунг более 2000 лет назад, назывался он «Бум-ши» («Четыре собрания») позже, на основе которого в VIII в н. э. был составлен буддийский текст по тибетской медицине — «Чжуд-ши» («Четыре тантры»).
Таким
образом, в настоящее время в Тибете сохраняются и практикуются две
основные медицинские традиции: 1) буддийская на основе трактата
«Чжуд-ши» и 2) бонская, основанная на тексте « Бум-ши». Обе традиции
мало чем отличаются друг от друга, используя похожие методы
диагностики, лечения, составления лекарств и т. д.
Какую
бы из двух основных версий о происхождении тибетской медицины мы
не приняли (буддийскую или бонскую), главным, что объединяет и роднит
эти две традиции, остается одно — цель об освобождении всех живых существ от страданий (вне зависимости от цвета шапки и религиозной ориентации).
Несомненно,
что на протяжении сотен лет развития тибетской медицины, происходили
заимствования из различных медицинских традиций: индийской, китайской,
монгольской, персидской, многочисленные подтверждения чего мы можем
найти в исторических трактатах любой из школ тибетского Буддизма.
Заимствования
происходили ни с целью развития одной, отдельно взятой традиции, а
с целью изучения и использования как можно большего количества методов
лечения, избавляющих живых существ от страданий.
Согласно
буддийской версии происхождения тибетской медицины, начиная с V
в.н. э. из соседних Индии и Китая в Тибет начинают проникать первые
буддийские миссионеры. В VII в. н. э. тибетский царь Сонцзан-гампо
женится на китайской и непальской принцессах, вместе с которыми в Тибет
приезжают медики, астрологи и философы, везущие с собой большое
количество буддийской литературы. Начинается перевод текстов
на тибетский. Индийский врач Бхаратраджа, китайский врач Хань Ванхан
и персидский врач Галенос переводят на тибетский по одному трактату
своих медицинских систем и создают из этого тибетский медицинский текст
«Оружие бесстрашия». Персидский врач Галенос, имевший огромный опыт
в проведении хирургических операций, положил начало целой линии
медиков, благодаря своим трем сыновьям, которые занимались практикой
в разных регионах Тибета.
В
VIII в. н. э. тибетский врач Ютог Йонден Гонпо (Ютог-па старший)
на основе медицинских источников создает текст «Чжуд-ши» («Четыре
тантры»), который до настоящего момента является основным пособием
по изучению тибетской медицины. Жизнь этого выдающегося врача требует
отдельного внимания.
В
возрасте трех лет Ютог-па заявил своему отцу Шунг-по Дорже , что умеет
читать и писать, а также , что он помнит из прошлых жизней заученные
наизусть многочисленные трактаты по медицине, астрологии и философии.
Когда
он достиг десятилетнего возраста, уже вся Лхаса знала врача Ютог-пу. В
15 лет он излечил царя Тибета Трисондецена. Трисондецен пригласил
в Тибет девять врачей из девяти стран, Ютог-па победил всех в диспуте
и они попросили его стать их Учителем. В 25 лет Ютог-па совершает три
путешествия в Индию, где он встречается с разными мудрецами и святыми
отшельниками.
В
85 лет Ютог-па женится на 15-ти летней красавице Дорже Цзомо (которая
считалась дакиней и являлась дочерью Хаягривы и Ваджраварахи). В
90 летнем возрасте у Ютог-пы
рождается первый сын — Бумсен, а в 96 лет второй — Гаген. В 125 лет,
вместе со своей женой Дорже Цзомо, Ютог-па реализует «Радужное тело»
и отправляется в «Небесный город лекарств» Судуршана. Вся жизнь этого
Великого Учителя и настоящего Практика изобилует удивительными
событиями и сверхестественными деяниями, в тибетской традиции он
по праву считается одним из воплощений Будды Врачевания.