Современное общество с прозападной ориентацией достигло пика развития в сфере высоких технологий и медицина не является исключением. Несомненно, вклад науки в понимание жизненных основ организма удивителен и полезен, но как это ни странно, здоровье людей на нашей планете продолжает катастрофически ухудшаться. Несмотря на многомиллиардные социальные программы, на сверхсложное медицинское оборудование, на беспрецедентное разнообразие лекарственных препаратов – население даже самых богатых стран по-прежнему подвержено всем возможным недугам.
Современные врачи давно уже не помышляют о полном излечении человека, а лозунг "не навреди" заменил главную цель медицины – "излечи". По сути, терапия, которая должна лечить и вылечивать внутренние органы больного, отдала этот процесс на откуп хирургии, чем практически расписалась в своём бессилии, методами хирургии побороть болезни невозможно. Хотя в критических случаях скальпель, несомненно, может принести облегчение, но всё же истинным лечением назвать можно только терапию.
Все чаще в условиях современности мы встречаемся с такими случаями, когда "приговоренный умирать" пациент, ищет целителей любого ранга за пределами дорогих современных клиник, лишь бы сохранить жизнь. Одной из таких универсальных методик, способной оказать помощь больному с "неизлечимым" диагнозом, является тибетская медицина. В основе тибетской медицины лежит стройная система восприятия человека, как неотделимой частицы космоса, основой бытия которого есть гармония всех стихий.
Такая философия совершенно не воспринимается европейскими медиками, и потому попытки отдельных современных врачей перенять опыт тибетских целителей терпят полный крах. Ибо совершенно недопустимо пользоваться компиляционным методом, как в диагностике, так и в методиках самой терапии. Возможности тибетской медицины небезграничны, но превосходны по простоте и эффективности.
Для правильного определения причин расстройства здоровья человека и постановки диагноза, в данной методике широко применяют пульсодиагностику. Этот очень точный метод диагностики повергает современных эскулапов, мягко говоря, в шок, потому, что то, что творят тибетские лекари, находится за рамками восприятия врачей-прагматиков. Специфика тибетской медицины состоит ещё и в том, что лечение становится только тогда эффективным, когда целитель не только точно определил основополагающие причины расстройств, применил правильный метод терапии, но, и это, пожалуй, самое главное, если пациент следует рекомендациям врача и корректирует в соответствии с ними питание и образ жизни.
Любому человеку трудно менять именно свои привычки, и даже угроза прогрессирующей болезни и мучительной смерти не останавливает многих. А когда привязанности становятся сильнее инстинкта самосохранения, любая медицина оказывается бессильной.
В чём же сила тибетской медицины – этого чудесного метода, преподанного Бхайшаджья-гуру (Буддой медицины)? Можно много говорить о достоинствах тибетской медицины, но основополагающая доктрина заключается в том, что она лечит не только болезни тела и энергетику внутренних органов, а, прежде всего – человеческую душу. В тибетской медицине уместно говорить о взаимосвязи между понятиями душа и карма. Если не лечить душу, то человек будет продолжать пребывать в омрачении, и рано или поздно он опять накопит негативную карму, и его снова начнут одолевать недуги. Согласно философии тибетцев, все болезни коренятся в неведении и лечение абсолютно эффективным можно считать только тогда, когда пациент начинает следовать Благому Пути, освобождаясь от двойственности восприятия и привязанности к объектам и ощущениям.
И только в этом случае у него появляется шанс преодолеть самую страшную болезнь – сансару. Наша двойственность восприятия и привязанность к объектам и ощущениям влечёт за собой нарушение функций ваджрного тела (энергетики), и, как следствие, эти нарушения проявляются на физическом плане в виде болезней, старости и смерти. Как уже отмечалось ранее, тибетская медицина не только помогает преодолеть недуги тела, но и вернуть личность пациента в изначальное состояние, т.е. в такое состояние, где существует баланс жизненных основ.
Жизненной основой считаются: три доши (на уровне тела), пять махабхут (на уровне энергии) и Ригпа (уровень ума). Три доши – это слизь, жёлчь, ветер; пять махабхут или пять элементов – это земля, вода, огонь, ветер, пространство и Ригпа – это самоосвобождённый ум. Конечно, не все пациенты, прибегшие к услугам тибетской медицины, способны следовать Благому Пути, постигая Учение Будд. Но, как говорится у тибетцев "лучше иметь плохую связь с Учением, чем никакой". Сострадание Будд безгранично и людям всегда даётся возможность сделать выбор, а уж, кто и какой выбор сделает – это личное дело каждого человека. Врач тибетской медицины практикует Учение, которое передается ему по карме, и он просто делает свое дело без выбора и предпочтения, следуя Благому Пути.
Итак, подводя итог, можно сказать, что тибетская медицина лечит вполне земные болезни, но делает это исходя из ясности, а не эмпирическим путём или методом проб и ошибок. Компетенция средств тибетской медицины распространяется намного дальше, чем просто лечение тела и энергетики внутренних органов. Следуя рекомендациям тибетского врача, у человека появляется возможность без иллюзий осознавать свои реалии, чтобы никогда более не совершать фатальных ошибок. Именно такой подход к избавлению от недугов тела и духа является глобальным в своей основе. Если пациент находит всё это приемлемым для себя, и искренне и последовательно следует методу, то он получает в результате здоровье, счастье в жизни и Благой Плод духовного просветления.